Организация производственного/творческого процесса.

Организация и оптимизация своего труда.

Если Вы занимаетесь резьбой от случая к случаю, то скорее всего, текст сеё статьи Вам без надобности. А если занятия резьбой интенсивны и регулярны, то всё это Вы и так знаете:)
Возникает закономерный вопрос, а зачем тогда эта статья? Ну, хотя бы, за тем, что в ней могут попасться некоторые моменты, которые будут интересны. Итак, приступим

Для начала, как это ни банально звучит, оборудуйте себе рабочее место. Хоть угол на балконе, хоть гараж в полном Вашем распоряжении, а рабочее место должно быть. Как именно оно должно быть оборудовано - вопрос сугубо личный. Но в общих чертах, примерно так:
  • Место для хранения материала и заготовок
    (коробка, ящик в шкафу, тумбочка, второй гараж и т.д.)
  • Место для мехобработки
    ( тиски, верстак, упоры для распиловки, отстрожки и т.д. и т.п)
  • Место для покрытия лако-красочными материалами.
    (туда не должна попадать пыль и другой мусор, расположение не должно создавать неудобств ни Вам, ни домочадцам, например, вонью лакируемых изделий на весь дом и тд.)
  • Место для сборки и финишной доводки изделий
    (требование к нему только одно - чтобы оно было. То есть имелось в наличии. Это то место где происходит комплектация брелков цепочками, сборка браслетов, ожерелий и т.д.)
  • Место хранения.
    (шкаф, полка, сундук, мешочек... Что угодно, где будет лежать уже готовая продукция.)

    Как я уже отмечал, вопрос сей - сугубо личный. Любой из перечисленых пунктов может как отсутствовать напрочь, так и быть представленым не в единственном числе. К примеру занятие резьбой по кости исключает наличие малярного участка. Работа над единичными и очень сложными изделиями сводит на нет надобность в складе готовой продукции. Гребешки, японские шпильки, кольца, настенные панно и пр. в большенстве случаев не нуждаются в сборочном участке. К примеру занялись Вы производством костяных пуговиц, лакировать их не нужно, да и собирать там нечего.
    С другой стороны, у Вас может быть несколько складов заготовок, мех-обработочных участков, малярных и сборочных, всё зависит от надобности в них.

    Не стесняйтесь механизировать и облегчать свой труд. Чем меньше усилий и времени вы затратите на черновую обработку, тем больше сможете посвятить непосредственно резьбе и финишным доводкам. Направьте свою мысль не на то, как подольше и побольше поморочиться над изделием, а на то, как при наименьших усилиях достичь наилучшего результата. К примеру, режете Вы большое панно. В ручную производите отстрожку каждой палочки и выклеиваете щит (4 часа). Затем выравниваете его рубанком, циклями и цулагами. (2 часа) Намечаете рисунок и углубляете фон долотами и клюкарзами. (1 час) после чего, собственно, режете (4 часа). ИТОГО выходит 11 часов работы.
    Отстрожка на электрофуганке и склейка - 2 часа. Рейсмусование и шлифовка танкеткой - 0.5 часа. Углубление фона ручным фрезером - 0.5часа. Резьба - 4 часа. ИТОГО - 7 часов работы. Т.е. мы можем затратить на резьбу не 4, а 8 часов и за то же самое время получить гораздо более интересное и проработаное панно, нежели при изготовлении его вручную. Тем более что мы и так делаем его вручную, по крайней мере художественную часть. Не верьте громким и патетичным заявлениям о 100% ручной работе, как о показателе наворочености и крутости. Лучше вспомните басню "о лисице и винограде", да и о том сколько людей ещё лет пяь-шесть назад кричали о том, что мобилки у них нету, потому, что она, дескать, им не нужна. К чему всё это? Да к тому, что вовсе не выполнение врукопашную черновых операций характерезует Вас как творца и художника. И не огульная механизация всего техпроцесса. А грамотное выражение своего видения имеющимися средствами. Но я отвлёкся.
    Работайте над ускорением и удешевлением техпроцеса, но, без потерь качества. Еще лучше сэкономленое на ускорении черновой обработки время пустить на чистовую обработку, получив тем самым, улучшение качества без потерь по времени.
    Рационализируйте свой труд. Используйте принцип конвеера. Банальная разбивка техпроцеса на операции ни для кого новостью не является, а время и силы экономит существенно. По мере возможности и необходимости делайте себе всякий спецушный инструмент и приспособления. Сверло для трубок, чеканы для фона, шаблоны для разметки наиболие часто повторяемых элементов узора и всё такое прочее очень Вам поможет, оставив больше времени на художественное оформление работ. Не делайте инструмента " просто чтобы был ", делайте его под возникающую задачу, или комплекс задач. Делаете ложки сотнями - обзаведитесь клюкарзой. Производите бусины вёдрами - обзаведитесь станком.
    Старайтесь работать от типовой заготовки, а не как Бог на душу положит. Определите для себя основные типоразмеры заготовок, так Вам будет значительно проще работать. Это не говорит о том, что у Вас должно быть 4 ( 5,6,7,8,9... 45,46,47... нужне подчеркнуть ) типоразмера, от которых ни на шаг, но определение, для себя, 2-3 типоразмеров заготовки на кельтский крестик явно не помешают, хотя бы для того, чтобы нарезать заготовок за день штук 30-40, а потом в течении месяца не спеша и не отвлекаясь предаваться творчеству путём резьбы.:)
    Экономика должна быть экономной (ц)Л И Брежнев. К нам это тоже относится. Всем известен пример когда заготовку можно разметить так, чтобы получилось 5 изделий и много обрезков, и так, чтобы получилось 6 изделий и мало обрезков. Это понятно, но есть же и следующие вариации. Какими будут эти "мало обрезков" и какими "много обрезков"? Что из них получится и что нам нужнее, 22 обрезка из которых мы сделаем бусины или 4 обрезка из которых выйдет 2 пары серёжек? Иногда, не поверите, предпочтительней оказываются "5 изделий и много обрезков". Например в случае с браслетом из 2-х заготовок получаем 10 квадратиков и обрезков на 20 бусинок к этому же браслету. Во втором случае имеем 12 квадратиков и ноль обрезков для бусин. Так в первом случае на браслет идёт две заготовки, а во втором - две заготовки + отдельная заготовка на бусины. Тут первый случай предпочтительней, ведь на браслет идёт только 10 квадратиков. Однако при производстве 12 браслетов предпочтительным оказывается второй случай, ибо позволяет получить искомые 120 квадратиков не из 24 заготовок, а из 20. Заготовка для бусин - штука менее требовательная и на них можно пустить какой-либо не столь дорогой сердцу материал, оставив сэкономленые 4 заготовки на что-нибудь ещё. Иными словами - рационально используйте обрезки, подходя к этому взвешено и здраво, а не доводя до "культа экономии".

    Процесс производственный, в общих чертах, рассмотрели, теперь перейдём к процесу творческому.
    Главное в творчестве не стоять на месте, развивать мастерство и не вариться в собственном соку.
    Стандартная заготовка ещё не говорит о том, что и узор должен быть один и тот же. Не стойте на месте находите и разрабатывайте новые модели, изделия и стили. Это важно, ибо отточив до совершенства резьбу гребней с цветочками, можно заметить, что после трёхсотого гребешка, народу уже на эти гребни плеваться хочется. Но и оттачиванием мастерства пренебрегать не следует, полезность этого, столь очевидна, что и описывать не стоит. Но каким бы ни был человек талантливым и умелым без подпитки информацией из вне он не сможет бесконечно долго генерировать новые и свежие идеи. Без подпитки информацией любой, даже колоссально талантливый человек скатится до вариаций типа "ну как же одинаковые? Разные! Вот гляди, тут с лева на право, а тут с права на лево!". Так что, "варка в собственном соку", конечно помогает выкристализовать какой-либо концепт, но затянувшись, приводит к творческому кризису и такому состоянию как "художник себя исчерпал".
    "Нуууу, батенька, кто ж спорит!" - скажет читатель - "да, тольео всё это не более чем лозунги, да общие пожелания. Эдак каждый рассказать умеет, а конкретика где?". Терпение и спокойствие. Сейчас всё будет:).
    Тем более что достигается всё вышеперечисленое, до ужаса простыми и незатейливыми действиями. Для того чтобы не вариться в собственом соку достаточно периодически ознакамливаться с чужим творчеством. Но не с позиции "посмотрел и будя", а всесторонне и аналитически. То есть, оценивая саму идею, способ её выражения, технические приёмы, Как это сделано, Почему оно смотрится именно так, за счёт чего достигается именно такой эффект и т.д. Попрактиковаться можно в разделе Выставка , Фото или на каком либо другом сайте навроде darkwolf.ru . Но лучше, пройтись по сувенирным магазинам, аллеям художников и всем тем местам где подобные вещи можно узреть в живую.
    Уровень мастерства лучше всего нарабатывается практикой. Прочтение специализированой литературы и неугомонное желание творить этому только способствуют. Под специализированой литературой я подразумеваю не статьи своего сайта, а разные самоучители и учебники.
    Сайт управляется системой uCoz