Чуть больше чем хобби
Комерция, или как поиметь за свои труды денег и славы:)

Итак мы уже умеем кое-что вырезать и обладаем кое-какими навыками. Теперь вылезает наружу наша амбиция и хочет славы, признания и банальных денег. ( желательно исчисляемых небанальными суммами )Всё это в той или иной мере достижимо, но между моментом "сейчас" и моментом "мечты сбылись" лежит немалый отрезок времени под названием "много работал".
Перво наперво надлежит определитьприблизительный вектор приложения усилий, дабы не распыляться. Вариантов, собственно, два. На деньги или на имя. Или "художник" и "ремесленик", называйте как хотите. Разница между этими двумя путями примерно следующая: художник делает произведения искуства, ремесленик - просто красивые штуки (которым никто не запрещает быть при этом произведениями искуства). Первый реализует свою продукцию на правах произведения искуства, и чем громче имя, тем выше цены. Второй реализует свою продукцию на правах изделия в пределах соответственной ценовой политики. В этом случае имя не играет такой большой роли в формировании цен.
Мне сейчас, конечно, возразят, что мол художник это во-первых идея, концепт, собственное видение и т.п. На что я резонно напомню - тема статьи комерция, а вовсе не философия. Так что рассматриваем мы в определениях только те стороны которые эту тему затрагивают.
В обоих случаях нужно сперва трезво оценить свои силы. Посравнивайте свои работы с аналогичными работами других мастеров, сделайте выводы. Устройте мини-выставку среди знакомых, узнайте их мнение, сделайте выводы. Обдумайе выводы и сделайте выводы из них. Подробнее на эту тему можно почитать тут.
После определяемся, а что же мы, собственно, предлагаем публике? Ремесло или искуство? Если вы вдруг решили что являетесь художником, убедитесь вначале в том, что за вашими плечами есть обучение в худ.школе, институте или, на худой конец, в ИЗО-студии. В случае отсутствия в вашей жизни таких учебных заведений, прочитайте хоть пару-тройку книг на эту тему, чтобы хоть как-то владеть вопросом и терминологией. Иначе быть вам эдаким ламером на фоне других художников, а это, согласитесь совершенно нам ни к чему. Из книг "на тему" могу порекомендовать что-то вроде "Любителям кисти и резца" А.С.Щипанова, "Резьба по кости в России XVIII-XIX веков" И.Н.Ухановой, серия "с веком на равне. Скульптура" и т.д. и т.п.
Итак, вы - художник. Но не обольщайтесь, непризнаных дарований сейчас хоть пруд пруди. Поработаем теперь над признанием и славой. Заведите знакомых среди местных художников, преподавателей ИЗО-студий и прочей богемной публики. Априори замечу, что умение делать рамы и подрамники для картин сильно способствует тёплому дружескому общению и взаимопониманию:) Но помимо нужных знакомств нам нужны ещё выставочные работы. Что такое концепт произведения не мне вам рассказывать, в конце-концов, кто тут из нас художник?:) А вот тематика работ, желательно, какая-нибудь нейтральная, чтобы можно было выставлять их на разных выставках. Тематические работы лучше делать непосредственно под выставку.
Итак мы имеем работы и знакомства. Теперь роем любую информацию о выставках, фестивалях, ярмарках и прочих подобных мероприятиях проходящих в зоне досягаемости. Сперва на нас смотрят с высока, часто-густо отфутболивают, а то и вовсе, просто посылают, самым незатейливым образом. Но! Теорию вероятности никто не отменял и кое-где вы всё-таки "светитесь". Плюс ко всему те самые знакомства о которых писалось выше существенно способствуют продвижению в массы. И вовсе не потому, что "без блата нынче никуда". Если вы записались в ИЗО-студию, у них там есть замечательная штука - годовой план по выставкам, который надо выполнять. Учащиеся, в большенстве своём, важностью момента не проникаются и их приходится долго уговаривать что-то на выставку сделать. А вас уговаривать не надо, вы на выставки рвётесь всеми силами, следовательно при самом малейшем дефеците работ попадаете в число участников автоматически. Да и разжиться нужной инфой гораздо легче непосредственно от художников, нежели рыть её, родимую, в том же интернете.
Рано или поздно вы, как говориться "примелькаетесь". Население будет о вас знать и иметь ввиду, что есть такой человек который работает в таком-то направлении, таким-то стилем. Ну, а дальше, всё в ваших руках.

Теперь давайте прогуляемся по пути ремесленика. Перво-наперво следует оценить предполагаемый рынок сбыта вашей продукции, её асортимент и целевую аудиторию. Уровень качества и мастерства а так же ценовую политику подобных изделий. Под всеми этими умностями подразумевается прогулка по всем сувенирным магазинам и местам аналогичным Андреевскому Спуску, с целью посмотреть что и как там продаётся и по каким ценам. Имейте ввиду, что цена товара на прилавке включает в себя уйму наценок (как правило 25-45%).
Теперь определитесь с продукцией. Наделайте несколко пробных партий, по 5-10шт, не больше и начинайте совать их под реализацию "куда только можно и не можно". Да, да, именно под реализацию, никто не станет, вот так, со старта, покупать у вас изделия для перепродажи.
Основные требования к изделиям:

*Оригинальность. Не стремитесь повторить уже имеющиеся в продаже вещи в ту же цену. У вас наврядли это получится. Данная ниша уже прочно занята продумаными дядьками с хорошими станками, наработаными шаблонами и отточеным техпроцесом. И полагать что "лёгким движением руки" вы их из этой ниши выбьете - по меньшей мере наивно. Кроме того, если изделия не первый год украшают витрины, то они, наверняка, населению уже приелись.

*Ценовая политика. Она не должна сильно отличаться от уже существующей для такого рода изделий. Не забывайте про покупательскую стоимость. Это своеобразный ценовой потолок, выше которого вам никто не заплатит. Не станете же вы выбрасывать за коробок спичек 50$, хоть он трижды ручной работы. Это сильным ценителем надо быть, а таких крайне мало. Плюс золотое правило:" чтобы продать что-то за доллар, мало с этим чем-то на доллар наморочиться, надо чтобы это самое что-то выглядело доллара на два, а то и на три".

*Эстетика. Ну само собой разумеется, что изделие должно смотреться эстетично, гармонично и не выглядеть "кустарщиной". Неплохо если оно несёт ещё и оттенок эксклюзивности.

Но вернёмся к пробным партиям. Лучше если это будет несколько партий разной продукции рассованой по разным магазинам.
Итак мы их рассовали и тут начинается самое интересное, изделия начинают продаваться. Причём, по разному, какие-то хорошо, какие-то плохо. Какие-то так себе. Некоторые "на ура" а некоторые "совсем никак". Заведите себе тетрадочку или файлик в компьютере и записывайте туда что, где и как у вас продаётся. На базе этой статистики определяем не только какие изделия продаются, а какие нет, но и какие вещи идут хорошо постоянно, а какие "по сезону". Такой подход позволит существенно снизить процент плохо продаваемых вещей.
И не забывайте про многочисленые ярмарки и фестивали на которые можно вывезти свою продукцию. По случаю "разовости" акции там и цены повыше и уровни продаж побольше. Не говоря уж о том, что на таких мероприятиях можно разжиться на пару-тройку "вкусных" заказов.

Работа с клиентами.

Как ремесленикам, так и художникам приходится работать на заказчика. Подходит к нам на выставке/фестивале/ярмарке некий дядька и произносит знаковую фразу: "хочу такой-же, но с перламутровыми пуговицами". Вот это и есть он, родимый. Главный наш кормилец, поилец и кровопийца. Заказчик.
Правило номер РАЗ! Никакого "шапкозакидательства". Если в чём-то не уверены, лучше сразу признайтесь. Это гораздо менее проблематично и стыдно нежели потом краснеть и возвращать деньги. Не забывайте о том, что любой, даже самый простой на вид заказ может таить в себе какие-то ньюансы которых вы сейчас не видите, ввиду того, что раньше ничего и близко похожего не делали. Крайне неприятно осознавать по ходу работы что "именно вот такой изгиб обработать можно только долгим и нудным пилением самым кончиком полукруглого натфиля", а цельные трубки длиннее 25см практически нереально по-человечески просверлить. Сверло 3мм на длинне 18 уже гнётся как сопля и идёт куда ему вздумается, а не туда куда надо. А задаток уже взят, да ещё и потрачен. Вот блин! И хорошо если догадаемся прожечь отверстие калибровкой... Но я отвлёкся.
Если не уверены или вообще понятия не имеете как это делается - не беритесь. Не в смысле, отсылайте клиента подальше, а в смысле не давайте громких обещаний и железобетонных гарантий. В таких случаях подойдёт что-то вроде "ничего обещать не могу, но попробую сделать".
Теперь о приятном. Заказное изделие всегда стоит дороже серийного. Это обоновано необходимостью изменять и перерабатывать отлаженый техпроцесс, а в нашем случае, так вообще, прорабатывать новый. Плюс эксклюзив, индивидуальная работа с клиентом, дизайн и т.д. и т.п.
Разного рода предложения вроде "вот я там видел... сделай мне один-в-один, только дешевле" - дохлый номер. Как правило это означает отдать по себестоимости, ибо люди делавшие вот то, увиденое, не с потолка ж цену брали. Обычно все стараются минимизировать себестоимость и стоимость готовой продукции (я про серийные изделия) чтобы переплюнуть конкурентов и навариться не на громадной наценке, а на товарообороте.
Например табуретка 4$+6$ наценки продаётся 1-2 в неделю. Табуретка 4$+1$ наценки продаётся 10-15 в неделю. Прибыль в первом случае составит 6-12$ во втором 10-15$.
Пример 2. Сверх технологичная штука в изготовлении - коробка спичек. Ну-ка теперь попробуйте сделать коробку спичек у себя в мастерской. Достать нужные реактивы, склеить коробочку, натолочь стекла, фосфора, серы, на колоть лучинок и коробочку раскрасить. Да по той же цене, что и в магазине. Оценили важность станков и отлаженого техпроцеса помноженого на огромнейшую серию? :)
К чему я всё это излагаю? Да к тому, что если и удасться Вам сделать "один-в-один, но дешевле" то много на этом всё-равно не заработать.
К заказам следует подходить ответственно, как в плане качества, так и в плане сроков. Если клиенту понравилось с Вами работать, то клиент ваш. Он уже знает место где ему делают заказные деревянные штуки, и не станет заморачиваться поиском других мастеров. А после второго-третьего заказа у клиента начинает развиваться творческий бум. Ввиду чего он буквально завалит Вас идеями. Буквально все нужные ему вещи - из разряда "семь лет мак не родил и голода не было", но раз уж есть такая возможность идеи свои воплотить, то грех ей не воспользоваться. Это нормальная человеческая реакция на новую возможность ( похоже на человека купившего принтер и распечатывающего всё что можно и не можно ) Какими будут эти идеи, сомнительными, захватывающими или откровенно бредовыми - это от клиента зависит. Это тоже нормально. Заказчик же не эксперт в изготовлении деревянных резных изделий. Его задача давать заказы и платить деньги за хорошо сделаную работу. И скандалить за не сделаную. А Ваша задача - браться за работу, или нет, мотивируя отказ противоречие заказа законам физики или творческим упадком и опустошённостью на фоне кризиса идей. ( иными словами просто лень )

И неприменно обзаведитесь образцами узоров, фотоальбомом и фотографиями своих работ. Именно фотоальбомом, а не электронными его вариациями. С обыкновенными бумажными фотографиями, которые можно потрогать. Либо возите с собой ноутбук. Всё это необходимо для того, чтобы не размахивать по воздуху руками, обьясняя чего-то на пальцах. "Используйте наглядность", как говаривал Д. Карнеги. Такой подход и солидности вам прибавит в глазах клиента, и время обьяснения сократит.

Удачи.

Сайт управляется системой uCoz